Код случая заключения договора 120 что это значит

Страница 1 из 2

Процесс заключения договоров предопределен самой природой соответствующей конструкции: если смысл договора состоит в соглашении, то тем самым его заключение предполагает выражение воли каждой из сторон и ее совпадение.

Традиционным для законодателя в течение длительного времени было выделение двух случаев заключения договоров с созданием для каждого из них своего особого режима. Речь идет о заключении договора между «присутствующими» и между «отсутствующими». При том и другом варианте стадии предложения (оферты) и ее принятия (акцепта) следуют одна за другой и никогда не совмещаются.

Необходимость в особом режиме заключения договоров между отсутствующими усматривается в том, что в этом случае имеет место разрыв во времени от волеизъявления одной из сторон и до его восприятия находящимся более или менее далеко возможным контрагентом. Напротив, заключение договора между присутствующими предполагало, что такого разрыва во времени нет, поскольку стороны непосредственно общаются между собой.

Однако развитие техники связи привело к тому, что находящиеся в разных местах стороны получили возможность общаться безо всякого интервала во времени с помощью телефона, обмена факсами и др. В результате уже ГК 22 вынужден был прибегнуть к определенной фикции, включив в ст. 131 примечание, в соответствии с которым предложение, сделанное по телефону, признавалось предложением присутствующему.

ГК 22 проводил дифференциацию и по иному признаку. Имеются в виду различия в порядке заключения договоров в зависимости от характера оферты: содержит ли она срок для акцепта или нет.

ГК 64 счел возможным сохранить только одно из указанных делений — по признаку наличия или отсутствия в оферте срока для акцепта. В случаях, когда такой срок имелся, для признания договора заключенным необходимо было, чтобы лицо, сделавшее предложение (оферент), получило от другой стороны ответ о принятии предложения в течение этого срока (ст. 162 ГК). При отсутствии в оферте срока для акцепта договор считался заключенным, если другая сторона немедленно заявляла лицу, сделавшему предложение, о принятии оферты. А при такой же, но письменной оферте договор признавался заключенным, если ответ о принятии предложения был получен в течение нормально необходимого для этого времени (ст. 163 ГК).

ГК сохранил некоторые из приведенных решений и вместе с тем ввел определенное число новелл, имеющих принципиальное значение.

Кодекс начинает регулирование договоров со стадии выражения стороной воли заключить договор, т.е. выступления с офертой. Все, что предшествует этой стадии, создать договор не может (разумеется, это не относится к действиям, направленным на заключение предварительного договора, которому придается самостоятельное значение). Сделанный вывод в равной мере относится к переписке сторон, к протоколу о намерении и ко всем другим актам, выражающим желание каждой из сторон или обеих вместе заключить договор при условии, если исходящие от сторон документы не подпадают под признаки оферты и (или) акцепта.

Отмеченное обстоятельство не означает, что предшествующие заключению договора материалы, направленные каждой из сторон или разработанные обеими вместе, вообще лишены какого-либо значения. Имеется в виду, что ст. 431 ГК, как уже отмечалось, допускает при толковании договора использование для целей выяснения общей воли сторон предшествующие договору переговоры и переписку. Однако в указанном случае и переписка, и переговоры названы лишь обстоятельствами, связанными с заключением договора. Если учесть, что переговоры и переписка поставлены в один ряд с установившейся между сторонами практикой и их последующим поведением, становится ясным: и переговоры, и переписка имеют лишь доказательственное, а не правообразующее значение <*>.

———————————

<*> См. п. 9 гл. III.

Для решения ряда вопросов, связанных с правовыми последствиями договора, определяющее значение имеет указание места его заключения. Так, применительно к некоторым ситуациям ст. 316 ГК ставит установление места исполнения обязательства в зависимость от места заключения договора (или, что то же самое, места возникновения обязательства). Иллюстрацией служат некоторые коллизионные нормы, например ст. 165 , сохранившие пока еще свою силу в этой части Основ гражданского законодательства 1991 г. В ней установлено, что «форма сделки подчиняется праву места ее совершения… Права и обязанности сторон по сделке определяются по праву места ее совершения, если иное не установлено соглашением сторон. Место совершения сделки определяется по советскому праву».

ГК впервые содержит общую на этот счет норму — ст. 444. В ней приоритет отдается месту заключения, указанному в договоре. И только при отсутствии в нем такого указания местом заключения договора признается место жительства (гражданина) или место нахождения (юридического лица) оферента.

Гражданские права и обязанности всегда приведены к определенному времени. Уже по этой причине значение имеет установление момента их возникновения. В случаях, когда речь идет о правах и обязанностях, важно определить момент, с которого договор начинает действовать. Теперь ГК, также впервые, включил в свой состав на этот счет специальную норму: в соответствии со ст. 425 ГК договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; сторонам предоставляется право согласиться с тем, что условия договора распространяются на их отношения, возникшие до заключения договора.

Таким образом, в конечном счете определяющее значение для установления и места и времени заключения договора имеет момент, в который договор признается заключенным. Общее правило на этот счет содержится в п. 1 ст. 433 ГК, в силу которой договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом. Дополнением к нему в той же ст. 433 ГК установлено в виде исключения, что если для договора необходима также и передача имущества, то он считается заключенным с момента, когда в соответствии с законом (ст. 223 ГК) произведена передача <*>, а если договор подлежит государственной регистрации, — то с момента ее совершения.

———————————

<*> Примером может служить любой реальный договор. Так, в силу п. 1 ст. 957 ГК договор страхования, если иное в нем не предусмотрено, начинает действовать только с момента уплаты страховой премии или первого ее взноса.

Существуют и некоторые специальные правила о моменте заключения договора. Так, например, в п. 1 ст. 540 ГК договор энергоснабжения для бытового потребления считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Об оферте как таковой идет речь в ст. ст. 435 — 437 ГК. В указанных статьях определяется, во-первых, что представляет собой оферта; во-вторых, какие требования предъявляет к ней законодатель; в-третьих, каковы порожденные ею последствия и, в-четвертых, как следует отграничить оферту от смежных правовых понятий.

Офертой является предложение, которое отличает ряд индивидуализирующих признаков и влечет за собой установленные в законе правовые последствия как для того, от кого она исходит (оферента), так и для адресата (акцептанта). Поскольку последствия, о которых идет речь, весьма существенны для обоих — оферента и акцептанта, к оферте предъявляются весьма строгие требования. При их несоблюдении из нее не вытекает никаких правовых последствий или, по крайней мере, тех, которые закон, а в его рамках стороны с нею связывают.

Первое требование — достаточная определенность оферты. Это предполагает, что из нее адресат способен сделать правильный вывод о воле оферента. Любая неопределенность, касающаяся различных элементов будущего договора — указания сторон, их прав и обязанностей, а равно предмет договора вызывает возможность различного понимания содержания оферты, что особенно важно для случаев, когда моменты оферты и акцепта предельно сближаются. Это может повлечь за собой утрату офертой своего назначения. Есть основания полагать, что такая неопределенность должна быть истолкована в пользу акцептанта исходя из общего принципа, в силу которого в первую очередь учитываются интересы стороны, воспринявшей нуждающееся в толковании изъявление воли.

Второе требование относится к направленности оферты: она должна выражать намерение лица, которое выступает с предложением, считать себя заключившим договор на условиях, указанных в договоре с адресатом, в случае, если последний примет предложение. Указанное требование означает, что оферта должна быть составлена таким образом, чтобы позволить адресату сделать вывод: для заключения договора достаточно выражения совпадающей с офертой воли им самим. Отмеченный признак, как и предыдущий, позволяет отграничить оферту от обычных переговоров, совершаемых устно или письменно и имеющих целью уточнить намерения контрагента или вызвать его на то, чтобы он, в свою очередь, выступил с контрпредложением.

Третье требование относится к содержанию оферты: ст. 435 ГК предполагает, что оферта включает существенные условия договора. Указанное требование имеет двоякое значение. Во-первых, предложение должно охватывать все такие условия, которые однозначно определены как существенные в ст. 432 ГК либо вытекают из нее. Во-вторых, указанный в оферте набор условий является для него максимальным. Следовательно, после того как адресат примет предложение, не предложив со своей стороны никаких изменений или дополнений, оферент не сможет менять набор условий, содержащихся в оферте. В конечном счете смысл этого важнейшего требования к оферте состоит в том, что она, по выражению Л. Эннекцеруса, «должна быть настолько определенная, чтобы можно было путем ее принятия достигнуть соглашения о всем договоре» <*>.

———————————

<*> Эннекцерус Л. Указ. соч. Т. I. Полутом 2. С. 175.

Четвертое требование связано с адресностью оферты. Иначе говоря, из нее должно быть ясно, к кому именно она обращена. Определенность адреса оферты в литературе понималась по-разному. Так, была весьма распространена точка зрения, по которой оферта должна быть всегда адресована конкретному лицу (конкретным лицам) и никогда не может быть «брошена в толпу». Этот вывод в той или иной мере был связан с известным римскому праву принципом допустимости оферты только ad incertam personam.

Сторонником такого взгляда была, например, Р.О. Халфина. Она полагала, что «предложение не может рассматриваться как оферта, поскольку здесь еще не установлен один из существенных элементов договора — его сторона» <*>. Ее позицию поддержал Ф.И. Гавзе <**>.

———————————

<*> Халфина Р.О. Указ. соч. С. 207.

<**> Гавзе Ф. И. Указ. соч. С. 92.

Раздавались голоса и в пользу признания офертой при некоторых условиях предложения, адресованного неопределенному кругу лиц, если из нее усматривалась воля оферента заключить сделки «с любым и каждым» <*>.

———————————

<*> См.: Иоффе О.С. Обязательственное право. С. 50; Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Указ. соч. С. 151 — 152.

В настоящее время, когда участники оборота имеют возможность сами находить себе партнеров, при этом в условиях все ужесточающейся конкуренции распространилась практика помещения различного рода приглашений к заключению договоров по радио, телевидению, в прессе и т.п., ГК изменил свою позицию. Имеется в виду, что, отвечая этим потребностям, Кодекс признал офертой предложение, которое при соблюдении всех остальных требований — достаточной определенности и полноты — выражало волю заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

К такой «публичной» оферте может быть отнесено сообщение в газете, по радио или телевидению о продаже точно указанных товаров, выполнении точно указанных работ, предоставлении строго определенных услуг адреса оферента, готовности вступить на объявленных условиях в договор с любым желающим и др. С точки зрения законодателя, никакой разницы между такой публичной офертой и обычной, адресованной конкретному лицу, нет. Имеется в виду, что все те последствия, которые вызывает обычная оферта, следуют и из публичной.

Все же п. 1 ст. 437 ГК содержит общую презумпцию в пользу того, что реклама и иные предложения, которые адресованы неопределенному кругу лиц, признаются только приглашением к оферте, но не офертой. При публичной оферте определенность во взаимоотношениях сторон зависит от характера предложения, а значит, снять неопределенность должен тот, кто обращается с предложением. Если он хочет выступить с офертой, ему надо прямо выразить это в предложении, не заставляя вторую сторону догадываться, что следует понимать под соответствующим извещением.

Наряду с приведенным общим существует и специальное правило, которое действует применительно к розничной купле — продаже (п. 2 ст. 494 ГК). Оно выражается в том, что выставление товаров в месте продажи (на прилавке, витрине и т.п.), демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи могут быть признаны публичной офертой даже в случаях, когда отсутствует цена и другие существенные условия, если только продавец явно для окружающих определил, что соответствующие товары предназначались для продажи (подобное указание может быть сделано, например, в витрине). Таким образом, в исключение из правила, установленного п. 1 ст. 437 ГК, самого по себе выставления товара в месте продажи недостаточно для предположения, что продавец рассматривает эти свои действия как оферту.

В новейшей литературе, даже после принятия ГК с его нормами о публичной оферте, высказываются взгляды в пользу «конкретного адресата оферты». Соответственно смысл публичной оферты усматривают в том, что это «предложение заключить договор обращено не к неопределенному кругу лиц, а к любому и каждому. Поэтому первый, кто отзовется на публичную оферту, акцептует ее и тем самым снимает предложение (такси, стоящее на стоянке с включенным зеленым огоньком; автоматы по продаже прохладительных напитков; размещенные на прилавке магазина товары и т.п.)» <*>.

———————————

<*> См.: Гражданское право. Т. I. СПб., 1996. С. 445 — 446.

На наш взгляд, с этим согласиться трудно. Существуют две разные ситуации, связанные с публичной офертой. Одна из них действительно предполагает однократность оферты и, следовательно, поглощение ее заключенным договором. Это именно то, что происходит в приведенном автором (Н.Д. Егоровым) примере со стоящей одиноко автомашиной такси. Но гораздо большее значение имеют случаи множественности адресатов публичной оферты, притом неопределенной множественности. Об этом свидетельствует другой пример: покупка лицом товаров в магазине не прекращает действия публичной оферты. Она сохраняет свою силу в полном объеме, кроме, разумеется, случаев, когда приобретен «последний товар» <*>. И если в отношении магазина могут быть использованы еще и правила о публичном договоре, включенные теперь в ГК (имеется в виду п. 3 ст. 426 ГК), то возможны ситуации, когда правила о таком договоре не действуют, а все же предложение с неоднократным действием, «брошенное в толпу», признается публичной офертой. В подтверждение можно сослаться на пример из практики Верховного Суда Башкирии, относящийся к 70-м гг. В то время действовал порядок, при котором жилищно — строительные кооперативы в различных городах страны должны были выделять какое-то количество квартир для жителей Крайнего Севера. И вот в газете «Магаданская правда» появилось извещение жилищно — строительного кооператива, создаваемого в г. Уфе. В нем были указаны все необходимые данные, относящиеся к строящимся квартирам (их размер, количество этажей в доме, стоимость каждой квартиры). Завершалось извещение приглашением переводить соответствующие суммы до точно обозначенной даты на указанный счет в банке. Когда же число отозвавшихся значительно превысило ожидаемое и по этой причине части граждан переведенные ими суммы пришлось за их же счет возвратить, они возбудили спор о признании договоров заключенными и возмещении причиненных убытков. Верховный Суд Башкирии признал соответствующие извещения офертой, а договоры, о которых шла речь, заключенными.

———————————

<*> Это весьма удачно проиллюстрировал О.С. Иоффе, выделив случай с «последним такси» и с «последним товаром в магазине» (Иоффе О.С. Обязательственное право. С. 50 — 51).

Правила о публичной оферте введены в интересах участников гражданского оборота. Поэтому сужение указанного понятия практически приводит к ограничению предоставляемых соответствующими нормами гарантий для «отозвавшихся», в числе которых основную массу составляют потребители, т.е. заведомо более слабая сторона.

Заслуживает внимания в этой связи то, что, когда много лет назад в России появились первые автоматы, выбрасывающие в обмен на деньги конфеты и другие подобного рода товары, Г.Ф. Шершеневич, не испытывая колебаний, безоговорочно признавал выставление автомата офертой <*>. Есть все основания занять аналогичную позицию и теперь. Это прямо предусмотрено п. 2 ст. 498 ГК: договор розничной купли — продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента завершения покупателем действий, необходимых для получения товара.

———————————

<*> См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 2.

Последствием оферты служит связанность оферента. Это означает, что, если конкретный адресат оферты отзовется и в той или иной форме выразит согласие заключить договор на указанных в оферте условиях, договор будет признан заключенным. Соответственно оферент, направивший предложение, в течение срока, установленного для акцепта, не может его отозвать. Более конкретные последствия зависят от вида оферты: сделана ли она с указанием или без указания срока. В первом случае оферта связывает оферента с адресатом на протяжении всего этого времени и отозвать ее в виде общего правила он не вправе. Поэтому, если в течение указанного срока оферент заключит, не дожидаясь отказа адресата оферты, договор с кем-либо иным, это не лишает первоначального адресата права выразить свое согласие и затем требовать от оферента исполнения договора (при невозможности исполнить — возмещения причиненных нарушением договора убытков). При этом ст. 436 ГК устанавливает специальное последствие в виде связанности оферента как для оферты, которая содержит срок, так и для такой, которая срока не содержит, но о ее безотзывности можно сделать вывод из существа предложения (например, если оферта включает указание «всегда в продаже») или из обстановки, в которой она была сделана (например, при посылке каталога, содержащего описание товаров с указанием существенных условий будущей сделки).

Позиция ГК совпадает с позицией, занимаемой Венской конвенцией о договорах международной купли — продажи товаров, которая (ст. 16) признает способной породить связанность наряду с офертой, содержащей срок ее действия, и такую оферту, в которой хотя и отсутствует срок, но содержится прямое указание на соответствующее намерение оферента (быть связанным) или иным образом дано понять о безотзывности оферты. В этих двух последних случаях речь должна пойти, очевидно, о применении правил о разумном сроке.

Связанность оферента начинается не с момента направления оферты, а только с того времени, когда адресат ее получит (п. 2 ст. 435 ГК). Следовательно, до этого момента оферент вправе от нее отказаться. Он может поступить таким образом и в момент, когда отказ получен адресатом вместе с самой офертой. Кроме того, оференту предоставлено право отказаться от оферты даже и после получения ее адресатом, но лишь в случаях, когда это вытекает из существа предложения либо из обстановки, в которой оферта сделана.

Не только связанность, но и самый срок, предоставленный оферентом адресату, начинают течь с момента ее получения последним. А значит, все то время, которое прошло от выражения предложения до его получения, в расчет не принимается.

Таким образом, ГК, как и его предшественники, из двух возможных конструкций, существующих в юридической практике, — «получения» (получение извещения) и «отсылки» (отправки извещения) — выбрали первую <*>.

———————————

<*> Пожалуй, только ГК 22 допускал возможность отклонения от соответствующей конструкции. Имеется в виду, что ст. 34 признавала договор между отсутствующими заключенным с момента получения ответа акцептанта лишь постольку, «поскольку иное не вытекает из смысла предложения».



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В широком смысле заключение договора – это процедура, включающая в себя 3 этапа:

1. Поиск контрагента;

2. Формулирование условий;

Возникновение взаимных прав и обязанностей.

В узком смысле предложение заключения договора включает в себя только 2 этапа:

1. Предложение заключения оговора (оферта)

2. Согласие на заключение договора (акцепт)

Стороны:

— оферент – лицо, предлагающее оферту

— акцептант- лицо, соглашающееся с условиями оферты

Оферта должна заключать в себе существенные условия заключаемого договора. Если акцепт не является безоговорочным и содержит в себе новые условия договора, то он не признаётся акцептом и носит название – встречная оферта. Торг- обмен встречными офертами.

Публичная оферта – предложение заключить договор, адресованный неограниченному кругу лиц. Реклама и предложение выдвинуть оферту не являются офертой. Публичная оферта содержит в себе подробные условия договора, а реклама не содержит.

Способы акцептировать оферту:

1) Заключить договор в устной или письменной форме (согласиться с условиями). Если оферта является устной, акцепт должен быть сделан незамедлительно.

2) Молчание (если это предусмотрено законом или обычаем делового оборота)

3) Судебные действия.

Оферта, как правило, имеет срок, в течение которого на нее должен быть дан ответ, следовательно, в течение этого срока предложение будет действительно и отказаться от него будет нельзя.

Нельзя обязать сторону заключить договор, однако существуют исключения: публичный договор; ситуации, когда заключение договора обязательно, исходя из процедуры его заключения.

Общий порядок заключения договора

Порядок заключения договора состоит в том, что одна из сторон на­правляет другой свое предложение о заключении договора (оферту), а другая сторона, получив оферту, принимает предложение заключить договор (п. 2 ст. 432 ГК).

Соответственно можно выделить следующие стадии заключения договора:

· преддоговорные контакты сторон (переговоры);

· оферта;

· рассмотрение оферты;

· акцепт оферты.

При этом две стадии — оферта и акцепт оферты — являются обя­зательными для всех случаев заключения договора.

Стадия преддоговорных контактов сторон (переговоров) носит факультативный харак­тер и используется по усмотрению сторон, вступающих в договорные отношения.

Что касается стадии рассмотрения оферты ее адресатом, то она имеет правовое значение только в тех случаях, когда законода­тельство применительно к отдельным видам договоров устанавливает срок и порядок рассмотрения оферты (проекта договора). Например, порядок и срок рассмотрения оферты предусмотрен законодательст­вом в отношении тех договоров, заключение которых является обяза­тельным для одной из сторон (ст. 445 ГК).

Требования, предъявляемые к оферте и акцепту

Под офертой понимается предложение заключить договор, которое должно отвечать следующим обязательным требованиям (ст. 435 ГК):

1. быть адресованным конкретному лицу (лицам);

2. быть достаточно определенным;

3. выражать намерение сделавшего его лица заключить договор с адресатом, которым будет принято предложение;

4. содержать указание на существенные условия, на которых предлагается заключить договор.

(т.е. — конкретному лицу определенное намерение с существенными условиями)

Форма оферты может быть самой различной:

· письмо,

· телеграм­ма,

· факс и т.д.,

· проект договора.

Направление оферты связывает лицо, ее пославшее (оферента), с момента ее получения адресатом: ведь в случае безоговорочного акцепта сделанного предложения его адре­сатом оферент автоматически становится стороной в соответствую­щем договорном обязательстве. Поэтому он должен соизмерять свои действия с возможными юридическими последствиями, которые мо­гут быть вызваны акцептом его оферты.

Например, лицо, направившее определенному адресату предложение о заключении договора купли-продажи имеющегося у него товара, может направить такое же пред­ложение и другому потенциальному покупателю. Но в случае акцепта оферты сразу несколькими покупателями возникнет ситуация, когда один и тот же товар явится предметом различных договоров купли-про­дажи. Причем покупатели по всем таким договорам приобретут право требовать от продавца передачи товара, а в случае неисполнения этой обязанности — и возмещения причиненных убытков (ст. 398 ГК).

Оферта может считаться неполученной лишь в том случае, если ее опере­дит или будет получено одновременно с ней извещение об ее отзыве.

Оферте (направленной и полученной адресатом) присуще еще одно важное свойство —безотзывность. Принцип безотзывности оферты, т.е. невозможности для оферента отзывать свое предложение о заключении договора в период с момента получения его адресатом и до истечения ус­тановленного срока для ее акцепта, сформулирован в виде презумпции (ст. 436 ГК). Право лица, направившего оферту, отозвать ее (отказаться от предложения) может быть предусмотрено самой офертой. Возможность отказа от сделанного предложения может также вытекать из существа са­мого предложения или из обстановки, в которой оно было сделано.

Ответ лица, по­лучившего оферту (акцептанта), о согласии заключить договор, имеет решающее значение в оформлении договорных отношений.

Акцепт, т.е. ответ лица, которому была направлена оферта, о при­нятии ее условий, должен быть полным и безоговорочным (ст. 438 ГК) (т.е. — полное и безоговорочное согласие).

Акцепт может быть выражен в форме

· письменного ответа (включая сообщение по факсу, с помощью телеграфа и других средств связи);

· фактических действий покупателя по оплате товара (при публичной оферте);

· совер­шения действий по выполнению условий договора, указанных в офер­те (конклюдентные действия);

· другие действия контрагента по договору (заполнение карты гостя и получе­ние квитанции в гостинице, приобретение билета в трамвае и т.п.).

В качестве акцепта в соответствующих случаях признается и совер­шение действий по выполнению условий договора, указанных в офер­те (конклюдентные действия). Для этого требуется, чтобы такие дейст­вия были совершены в срок, установленный для акцепта (если иное не предусмотрено законом или не указано в оферте). Следовательно, закон рассматривает действия стороны, получившей оферту, по вы­полнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, вы­полнение работ, предоставление услуг и т.п.) в качестве ее акцепта.

Если, например, организация-поставщик, получив телеграмму орга­низации-покупателя с просьбой поставить определенное количество товаров и с гарантией их оплаты в кратчайший срок, произведет от­грузку соответствующих товаров, это будет означать, что между сто­ронами заключен договор и возможная задержка оплаты товаров бу­дет считаться нарушением договорных обязательств покупателя. При этом судебная практика считает акцептом проекта договора, преду­сматривающего в течение срока его действия неоднократную отгруз­ку товаров (выполнение работ, оказание услуг), случай, когда лицо, получившее такой проект договора, исполнило обязанности, преду­смотренные только на первый период его действия.

Молчание не признается акцептом. Это правило также сформулиро­вано в форме презумпции: иное допускается, если возможность акцепта оферты путем молчания вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. К примеру, если арендатор продолжает пользоваться арендованным имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражения со стороны арендо­дателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на не­определенный срок (ст. 621 ГК). В данном случае и оферта, и акцепт по возобновленному договору совершаются в форме молчания.

Получение акцепта лицом, направившим оферту, является свиде­тельством того, что договор заключен. В связи с этим отзыв акцепта после его получения адресатом является, по сути, односторонним от­казом от исполнения договорных обязательств, что по общему правилу не допускается (ст. 310 ГК). Поэтому отзыв акцепта возможен лишь до того момента, когда договор будет считаться заключенным. В случаях, когда извещение об отзыве акцепта опережает сам акцепт (т.е. акцепт еще не получен лицом, направившим оферту) либо поступает одно­временно с ним, акцепт признается неполученным (ст. 439 ГК).

Акцепт, полученный с опозданием, по общему правилу не влечет за со­бой заключения договора. Но данное положение могло бы привести к не­гативным последствиям в отношении лица, получившего оферту и свое­временно направившего извещение о ее акцепте, которое, однако, по вине органов связи доставлено адресату несвоевременно. Поэтому в соот­ветствии со ст. 442 ГК своевременно направленное извещение об акцеп­те, которое получено адресатом с опозданием, в порядке исключения не считается опоздавшим, а следовательно, не является препятствием для признания договора заключенным, кроме случаев, когда сторона, полу­чившая извещение об акцепте оферты с опозданием, немедленно уведомит об этом сторону, направившую указанное извещение об акцепте.

Для того чтобы договор был признан заключенным, необходим пол­ный и безоговорочный акцепт, т.е. согласие лица, получившего оферту, на заключение договора на предложенных в оферте условиях.Акцепт на иных условиях, т.е. ответ о согласии заключить договор, но на условиях (всех или части), отличающихся от тех, которые содержались в оферте, не может быть признан надлежащим акцептом, получение которого офе­рентом свидетельствует о заключении договора (ст. 443 ГК). Для пред­принимательских отношений наиболее типична ситуация, когда сторона, получившая проект договора (оферту), составляет протокол разногласий по одному или нескольким условиям договора и возвращает подписан­ный экземпляр договора вместе с протоколом разногласий. В этом случае договор не считается заключенным до урегулирования сторонами раз­ногласий. В то же время ответ о согласии заключить договор на иных условиях рассматривается в качестве новой оферты. Это означает, что лицо, направившее такой ответ, признается им связанным на весь пе­риод, пока в соответствии с законом или иными правовыми актами должна осуществляться процедура урегулирования разногласий.

Поможем в ✍️ написании учебной работы


КОСГУ и КВР — это универсальные кодификаторы в работе бюджетников. Коды применяются не только в бухучете учреждений государственной сферы, но и в планировании, бюджетировании и закупочной деятельности госсектора. Чиновники обновили увязки между кодами на 2022 год.

В бюджете КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Специфический кодификатор позволяет сгруппировать аналогичные по содержанию операции. Присвоение КОСГУ существенно упрощает ведение учета и составление отчетности госсектора.

Еще в 2021 (после регистрации Приказа № 133н) бюджетникам придется учитывать на подстатье 273 КОСГУ «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» выбытие денег при недостаче, хищении, отзыве лицензии у кредитной организации. Проведите операцию в бухучете днем признания требования о возмещении ущерба или днем поступления денег в счет погашения долга.

С 01.01.2022 вступают в силу изменения по КОСГУ 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам». По этому коду следует разделять операции текущего и капитального характера. Текущие операции учитываются по подстатьям КОСГУ 251, 252, 253. Капитальные операции отражают по подстатьям КОСГУ:

Код КОСГУ представляет собой три знака в формате «ХХХ». Первая цифра кодификатора обозначает принадлежность к конкретной группе операций, второй и третий символы кода детализируют подгруппу и содержание операции. Представляем действующие коды в таблице КОСГУ на 2022 год (по группам):

100

Доходы, в том числе прибыль учреждений госсектора

110 — налоговые доходы

111 — налоги

112 — госпошлины и другие сборы

130 — доходы от оказания платных услуг

180 — прочие доходы

200

Расходы, группа которых включает в себя все категории затрат учреждения

211 — зарплата

212 — прочие денежные выплаты персоналу

213 — налоги

221 — услуги связи

222 — транспортные услуги

223 — коммунальные услуги

225 — работы и услуги по содержанию здания

226: расшифровка КОСГУ 226 в 2021 году для бюджетных учреждений — прочие работы и услуги

228 — работы для целей капитальных вложений

290 — прочие расходы

300

Поступление нефинансовых активов

310 — увеличение стоимости основных средств

320 — увеличение нематериальных запасов

330 — увеличение непроизводственных активов

340 — увеличение материальных запасов

341 — увеличение лекарственных препаратов

342 — увеличение стоимости продуктов питания

343 — увеличение горюче-смазочных материалов

344 — увеличение строительных материалов

345 — увеличение мягкого инвентаря

346: расшифровка КОСГУ 346 в 2021 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости прочих материальных запасов

347 — увеличение стоимости материальных запасов для капитальных вложений

349: расшифровка КОСГУ 349 в 2021 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения

400

Выбытие нефинансовых активов (отражаются операции по выбытию НФА)

410 — уменьшение стоимости основных средств

411 — амортизация основных средств

420 — уменьшение стоимости нематериальных активов

421 — амортизация нематериальных активов

440 — уменьшение стоимости материальных запасов

500

Поступление финансовых активов (операции по увеличению денежных остатков на расчетных счетах и в кассе учреждения)

510 — поступление денежных средств и их эквивалентов

520 — увеличение стоимости ценных бумаг

530 — увеличение стоимости акций

600

Выбытие финансовых активов, то есть расходование денежных средств и иных финансовых инструментов

610 — выбытие денежных средств и их эквивалентов

620 — уменьшение стоимости ценных бумаг

630 — уменьшение стоимости акций

700

Увеличение обязательств. Отражает суммы принятых к исполнению обязательств

710 — увеличение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям

720 — увеличение задолженности по внешним привлеченным заимствованиям

730 — увеличение прочей кредиторской задолженности

800

Уменьшение обязательств. Фиксирует суммы исполненных обязательств

810 — уменьшение задолженности по внутренним привлеченным обязательствам

820 — уменьшение задолженности по внешним привлеченным обязательствам

830 — уменьшение прочей кредиторской задолженности

Еще в 2015 году все затратные операции в бюджете классифицировались по КОСГУ. Кодификатор являлся неотъемлемой частью кода бюджетной классификации. 20-значный КБК каждой расходной операции заканчивался тремя символами — КОСГУ. Но уже с января 2016 года правила поменялись, и бюджетная классификация по КОСГУ не формируется. Вместо классификации операций сектора государственного управления в КБК указывают код вида расходов, или КВР.

После исключения КОСГУ из структуры расходных кодов бюджетной классификации кодификатор не утратил актуальности. Бюджетники обязаны классифицировать операции по КОСГУ. Например, казенные учреждения и сектор управления работают только по кодификатору. Они используют КОСГУ в следующих случаях:

Не стоит забывать про бюджетную отчетность. Некоторые формы предусматривают структурирование информации в разрезе КОСГУ: отчет о финансовых результатах деятельности и отчет о движении денежных средств.

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:

Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

Код вида расходов — это трехзначный шифр, используемый для группирования однородных операций по расходованию бюджетных средств. Причем классификация операций производится непосредственно по их содержанию с целью эффективного управления бюджетным процессом и контроля над законным исполнением. Этот специфический кодификатор используется при составлении кода бюджетной классификации. А значит, шифр применяется практически во всех сферах финансовой деятельности.

В таблице показали случаи применения кодов 244 и 247 по правилам Минфина.

С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

Пример № 1.

Допустим, госучреждение планирует провести ремонт оборудования. Ремонтные работы, в соответствии с Приказом № 209н, следует относить на статью расхода 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества».

Теперь анализируем тип планируемого ремонта оборудования и тип самого оборудования. К примеру, оборудование не относится к информационно-коммуникационным направлениям. Тогда следует выбрать КВР 244. Если оборудование ИКТ, то код — 242 (не используется БУ и АУ). Тип ремонта тоже влияет на вид затрат. К примеру, текущий ремонт относим в группы 244 или 242, а если ремонт капитальный, то КВР — 243.

Пример № 2.

Бюджетное учреждение заключило договор на проведение периодического медицинского осмотра водителей. Такие затраты относим на подстатью 226 КОСГУ. В эту категорию следует относить все виды работ и услуг, которые не включены в подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ.

Расходы на оплату медосмотра водителей отразите по подстатье 226 КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 10.2.6 Порядка № 209н, раздел III Порядка № 85н).

Пример № 3.

Учреждение заказывает проектно-сметную документацию по реконструкции здания. Анализируем операцию. Подготовка ПСД не является прямыми расходами на капитальное строительство или ремонт. Следовательно, услуги, работы для целей капитальных вложений относим на подстатью КОСГУ 228 в увязке с КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

Пример № 4.

Бухгалтеры часто путаются в кодах КОСГУ при отражении расходов на приобретение основных фондов и материальных запасов. Прежде чем определить точную подстатью КОСГУ и КВР, необходимо понять, к какой группе нефинансовых активов относятся приобретенные объекты.

Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.

КВР

КОСГУ

Примечание

Код

Бюджетные статьи расходов с расшифровкой

Код

Наименование

210 Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

211

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

 

228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

212

Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

213

Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа

220

Оплата работ, услуг

 

310

Увеличение стоимости основных средств

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

214

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

215

Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

225

Работы, услуги по содержанию имущества

 

226

Прочие работы, услуги

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

216

Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

217

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

 

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

218

Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения

226

Прочие работы, услуги

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

219

Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа

220

Оплата работ, услуг

 

310

Увеличение стоимости основных средств

340

Увеличение стоимости материальных запасов

220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны

 

221

Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа

222

Транспортные услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

224

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

226

Прочие работы, услуги

229

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

310

Увеличение стоимости основных средств

343

Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов

223

Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

214

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

 

226

Прочие работы, услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

342

Увеличение стоимости продуктов питания

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

В части расходов по оплате кормов для животных

224

Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа

226

Прочие работы, услуги

 

225

Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа

226

Прочие работы, услуги

Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере

310

Увеличение стоимости основных средств

345

Увеличение стоимости мягкого инвентаря

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

 

230 Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва

 

231

Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа

220

Оплата работ, услуг

 

300

Поступление нефинансовых активов

 

232

Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов

220

Оплата работ, услуг

 

300

Поступление нефинансовых активов

 

240 Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

 

241

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

226

Прочие работы, услуги

 

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

 

242

Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий

221

Услуги связи

 

224

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

 

225

Работы, услуги по содержанию имущества

 

226

Прочие работы, услуги

 

228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

 

310

Увеличение стоимости основных средств

 

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

 

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

 

347

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

 

349

Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения

В части бланков строгой отчетности

243

Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества

222

Транспортные услуги

 

224

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

 

225

Работы, услуги по содержанию имущества

 

226

Прочие работы, услуги

 

228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

 

229

Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

 

296

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

Возмещение (компенсации), предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта

297

Иные выплаты текущего характера организациям

В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений

299

Иные выплаты капитального характера организациям

 

310

Увеличение стоимости основных средств

 

344

Увеличение стоимости строительных материалов

 

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

 

347

Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений

 

244

Прочая закупка товаров, работ и услуг

214

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

220

Оплата работ, услуг

В том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению

267

Социальные компенсации персоналу в натуральной форме

 

310

Увеличение стоимости основных средств

 

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

 

340

Увеличение стоимости материальных запасов

 

530

Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов

 

245

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа

220

Оплата работ, услуг

 

310

Увеличение стоимости основных средств

 

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

 

346

Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)

  246

Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем

224

Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)

  225

Работы, услуги по содержанию имущества

  226

Прочие работы, услуги

  228

Услуги, работы для целей капитальных вложений

  310

Увеличение стоимости основных средств

  320

Увеличение стоимости нематериальных активов

  340

Увеличение стоимости материальных запасов

  247

Закупка энергетических ресурсов

223 Коммунальные услуги

В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, за теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)

ВАЖНО!

С 2021 применяются новые КВР для закупок — 246 и 247. Код 246 предназначен не для всех учреждений — госорганов, федеральных казенных учреждений и органов управления внебюджетными фондами (п. 48.2.4.6 Порядка 85н). 247 код придется применять практически всем бюджетникам и автономным учреждениям при закупках энергетических ресурсов.

За допущенные ошибки при определении кодификаторов предусмотрена административная ответственность.

(в ред. Федеральных законов от 20.02.1996 N 18-ФЗ, от 12.08.1996 N 111-ФЗ,

от 08.07.1999 N 138-ФЗ, от 16.04.2001 N 45-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 161-ФЗ, от 26.11.2002 N 152-ФЗ,

от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.12.2003 N 182-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 29.07.2004 N 97-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 30.12.2004 N 213-ФЗ,

от 30.12.2004 N 217-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 21.07.2005 N 109-ФЗ,

от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ,

от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 138-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ,

от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,

от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,

от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ,

от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ,

от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 30.12.2008 N 312-ФЗ,

от 30.12.2008 N 315-ФЗ, от 09.02.2009 N 7-ФЗ, от 29.06.2009 N 132-ФЗ,

от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 27.12.2009 N 352-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ,

от 27.07.2010 N 194-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 06.04.2011 N 65-ФЗ,

от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 30.11.2011 N 363-ФЗ, от 06.12.2011 N 393-ФЗ,

от 06.12.2011 N 405-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 03.12.2012 N 240-ФЗ,

от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 30.12.2012 N 302-ФЗ, от 11.02.2013 N 8-ФЗ,

от 07.05.2013 N 100-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.07.2013 N 142-ФЗ,

от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-ФЗ,

от 21.12.2013 N 367-ФЗ, от 12.03.2014 N 35-ФЗ, от 05.05.2014 N 99-ФЗ,

от 05.05.2014 N 129-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ,

от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 08.03.2015 N 42-ФЗ, от 06.04.2015 N 80-ФЗ,

от 23.05.2015 N 133-ФЗ, от 29.06.2015 N 154-ФЗ, от 29.06.2015 N 186-ФЗ,

от 29.06.2015 N 209-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ,

от 13.07.2015 N 258-ФЗ, от 13.07.2015 N 268-ФЗ, от 30.12.2015 N 457-ФЗ,

от 31.01.2016 N 7-ФЗ, от 30.03.2016 N 79-ФЗ, от 23.05.2016 N 146-ФЗ,

от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 03.07.2016 N 332-ФЗ,

от 03.07.2016 N 333-ФЗ, от 03.07.2016 N 354-ФЗ, от 28.12.2016 N 497-ФЗ,

от 07.02.2017 N 12-ФЗ, от 28.03.2017 N 39-ФЗ, от 26.07.2017 N 199-ФЗ,

от 26.07.2017 N 212-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ,

от 29.07.2017 N 259-ФЗ (ред. 23.05.2018), от 05.12.2017 N 379-ФЗ,

от 29.12.2017 N 459-ФЗ, от 23.05.2018 N 116-ФЗ, от 23.05.2018 N 120-ФЗ,

от 19.07.2018 N 217-ФЗ, от 03.08.2018 N 339-ФЗ, от 18.03.2019 N 34-ФЗ,

от 18.07.2019 N 177-ФЗ, от 16.12.2019 N 430-ФЗ, от 31.07.2020 N 251-ФЗ,

от 08.12.2020 N 427-ФЗ, от 30.12.2020 N 528-ФЗ, от 09.03.2021 N 33-ФЗ,

от 11.06.2021 N 211-ФЗ, от 28.06.2021 N 225-ФЗ, от 01.07.2021 N 287-ФЗ,

от 06.12.2021 N 402-ФЗ, от 21.12.2021 N 430-ФЗ, от 25.02.2022 N 20-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 17.05.2007 N 82-ФЗ (в ред. от 29.12.2010), от 24.07.2008 N 161-ФЗ,

от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 21.07.2014), от 18.07.2009 N 181-ФЗ,

Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 N 15-П,

от 22.06.2017 N 16-П, от 03.07.2019 N 26-П, от 28.04.2020 N 21-П,

от 12.05.2020 N 23-П, от 08.07.2021 N 33-П, от 26.10.2021 N 45-П)

На практике используются два способа заключения договора.При первом из них стороны одновременно находятся в месте заключения сделки, условия договора вырабатываются ими в ходе непосредственного
контакта, в результате чего обе стороны подписывают согласованный текст договора. В этом случае последовательность различных стадий заключения договора и их оформление принципиального значения не имеют. Такой способ заключения договора именуется «между присутствующими».

Второй способ предполагает согласование контрагентами условий договора и его заключение путем дистанционного обмена информацией.

Заключение договора «между отсутствующими» предполагает пространственное
удаление друг от друга. Такой вариант встречается все чаще, однако процесс
заключения договора более сложен, чем в первом варианте.

Толкование договора
(1) При толковании договора следует исходить из действительной общей воли сторон договора. Если названная воля отличается от общераспространенного значения употребленных в договоре слов, то определяющей является общая воля сторон договора.
(2) При толковании договора за основу не могут быть приняты неверные обозначения или способ выражения, которыми стороны договора пользовались ошибочно или из желания скрыть свои действительные намерения.
(3) Если одна из сторон договора истолковала условие договора в определенном значении и другая сторона во время заключения договора знала или должна была знать таковое значение, то условие договора истолковывается таким образом, как его поняла первая сторона.
(4) Если действительная общая воля сторон договора не может быть установлена, то договор истолковывается так, как подобное сторонам договора разумное лицо должно было понимать его при тех же обстоятельствах.
(5) При толковании договора в первую очередь следует учитывать:
1) обстоятельства заключения договора, в т.ч. преддоговорные переговоры;
2) толкование, данное ранее стороны договора такому же условию договора;
3) поведение сторон договора до и после заключения договора;
4) сущность и цель договора;
5) значение, обычно придаваемое понятиям и выражениям в соответствующей сфере деятельности или профессиональной сфере;
6) обычаи и сложившуюся между сторонами договора практику.
(6) Условие договора должно истолковываться вместе с другими условиями договора, придавая ему значения, вытекающие из сущности и цели договора как единого целого.
(7) Если слово или выражение имеет несколько значений, то они должны истолковываться наиболее соответствующим существу и цели договора образом.
(8) При толковании условия договора предпочтение отдается толкованию, согласно которому условие договора является законным и действительным, если иное не следует из закона.
(9) Если текст договора составлен на нескольких языках и тексты имеют равную силу, то при различиях между текстами при толковании договора за основу принимается первоначальный текст.
Форма договора
(1) Договоры могут заключаться в устной, письменной или любой иной форме, если законом не предусмотрена обязательная форма договора.
(2) Если в соответствии с законом, соглашением сторон или ходатайством одной из сторон договор должен быть заключен в определенной форме, то договор не считается заключенным до придания ему предусмотренной формы.
(3) Если договор должен быть заключен в определенной форме, то в этой же форме должны быть заключены также соглашения в отношении гарантий и других дополнительных обязательств, а также уступки вытекающих из договора требований или принятия обязательств, если иное не вытекает из закона или договора.
(4) Письменный договор считается заключенным с момента подписания его сторонами договора или обмена подписанными обеими сторонами договора документами договора или письмами. Законом может быть установлено, что письменный договор считается заключенным также в случае подписания договора только обязанной стороной.
(5) Если договор подлежит нотариальному заверению или удостоверению, то он считается заключенным с момента его нотариального заверения или удостоверения. Если заверение или удостоверение выраженных в целях заключения договора взаимных волеизъявлений производится отдельно, то договор считается заключенным с момента заверения или удостоверения последнего волеизъявления.
Оферта
(1) Офертой является предложение о заключении договора, которое является достаточно определенным и выражает волю оферента быть юридически связанным с договором, заключаемым в случае акцепта предложения.
(2) Офертой не является предложение о заключении договора, в котором вносящее предложение лицо прямо заявляет, что не считает себя связанным с предложением, а также предложение о заключении договора, при котором из существа договора, о заключении которого было внесено предложение, или из иных обстоятельств явствует, что вносящее предложение лицо не связано со своим предложением. Такое предложение считается предложением о представлении оферты.
(3) Предложение, адресованное к неопределенному кругу лиц и состоящее в отправлении рекламных изданий, прейскурантов, тарифов, образцов, каталогов и т.п. или экспозиции товаров, а также не адресованное к конкретным лицам предложение товаров или услуг, переданное через публичную компьютерную сеть, считается предложением о представлении оферты, если вносящее предложение лицо не выразило в ясной форме, что имеет место оферта.

Оферта с указанием конкретного срока для акцепта
(1) Если в оферте определен срок для акцепта, то оферта является действительной и ее акцепт может быть осуществлен до конца указанного срока. Срок акцепта считается пропущенным, если акцепт не поступил к оференту в течение срока акцепта.
(2) Определенный в письме оферента срок акцепта начинается с указанной в письме даты. Если в письме не указано начало срока акцепта, то этот срок начинается со дня отправки письма по почте.
(3) Если оферта представлена присутствующему лицу либо передана по телефону или с использованием иного средства моментальной связи, то срок акцепта начинается с момента представления оферты, если оферентом иное не определено.
Оферта без указания конкретного срока акцепта
(1) Если акцепт оферты, представленной присутствующему лицу без определения срока акцепта, не дается немедленно, то оферта прекращается, если из обстоятельств не вытекает иное. То же относится к представлению оферты по телефону или с использованием иного средства моментальной связи.
(2) В случае представления оферты отсутствующему лицу без определения срока акцепта оферта действительна в течение срока, обычно требующегося для получения акцепта, с учетом обстоятельств заключения договора, в том числе быстроты работы средства связи, выбранного оферентом.